Насилие в семье. Круглый стол в областной прокуратуре
Светлана Рахман, заместитель прокурора области:
– Наше государство к национальным стратегическим вопросам относит и безопасность граждан. Но, к сожалению, именно там, где люди должны ощущать себя в безопасности, в семьях создаются ситуации, приводящие к правонарушениям и преступлениям. В деле профилактики семейно-бытовых конфликтов делается очень многое, в том числе и на законодательном уровне. С 2014 года действует Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который в том числе касается и преступлений в семье. Именно в этой части он работает достаточно эффективно. Как и документы, утвержденные на уровне области. Достаточно сказать об алгоритме действий органов прокуратуры и ОВД по привлечению к административной ответственности по так называемым статьям по требованию, когда без свидетельства потерпевшего нельзя привлечь к ответственности его обидчика. Однако эта проблема гораздо шире. Поэтому и разрабатывается концепция специализированного закона, который будет направлен на предупреждение насилия в семье.
Максим Кирилло, старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законодательства о профилактике правонарушений:
– В нашей области за четыре месяца этого года в сфере семейно-бытовых отношений было совершено 121 преступление. В 80,8 процента случаев потерпевшими стали женщины: жены, сожительницы, матери и даже сестры. Из 108 уголовных дел по превентивным статьям 85 были возбуждены органами прокуратуры области, что говорит об использовании права в рамках взаимодействия с МВД полномочий по возбуждению уголовных дел без заявления потерпевшего. 22 уголовных дела возбуждены подразделениями Следственного комитета и одно дело частного обвинения. Мы сумели наладить определенный алгоритм взаимодействия с органами внутренних дел, касающийся привлечения семейных скандалистов к административной и уголовной ответственности даже при отсутствии заявления потерпевшего. Методы работают, будь то официальное предупреждение или защитное предписание. Эффект дает и направление лиц в ЛТП за совершение правонарушений в состоянии алкогольного опьянения, а также подача исковых заявлений об ограничении семейных скандалистов в дееспособности.
Юрий Куделко, аместитель начальника отдела профилактики МОБ УВД облисполкома:
– Концепция нового закона уже разработана. Предлагается расширить категорию лиц, в отношении которых будет вестись профилактика противодействия насилию. Действующим ныне законодательством предусмотрена работа только в отношении членов семьи. Сегодня на защиту жертвы становятся правоохранители, органы соцзащиты. В Беларуси открыты 128 кризисных комнат. Ключевой инструмент – защитное предписание, которое выносится агрессору. Но сейчас оно применяется неоперативно. У нас защитное предписание выносится не сразу, ему предшествуют предупреждение, постановка на учет, за рубежом полицейский сразу же на месте совершения правонарушения может предъявить агрессору охранный ордер на 48 часов, когда тот не имеет права приблизиться к семье. Подключаются к решению проблемы неправительственные организации, которые проводят работу не только с жертвой, но и с агрессором. Такие же нормы предлагается вести в закон и у нас. Планируется также определить понятия: психологическое, физическое, экономическое и сексуальное насилие.
Ирина Стрельцова, начальник отдела по надзору за дознанием прокуратуры области:
– Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» под насилием понимает умышленные действия физического, психологического, сексуального характера только члена семьи по отношению к другому члену семьи. К членам семьи относятся близкие родственники, проживающие совместно с гражданином и обязательно ведущие с ним общее хозяйство. То есть законодательно не закреплено, что жертвами насилия в семье могут стать бывшие супруги, сожители, близкие родственники, проживающие отдельно или в одном жилом помещении, но не ведущие общее хозяйство. Нет законодательно определенного понятия экономического насилия и угрозы его совершения. Мы можем только провести беседу. Остались за кадром и дети, а ведь они тоже потерпевшие в этой ситуации.
</article> <article></article> <article>Светлана Рахман:– Судьба жертв очень сложная. С одной стороны, они не хотят огласки. С другой, не знают, куда обратиться за помощью. Дебошир живет дома, а его семья остается незащищенной.
Игорь Ермак, заместитель председателя областного суда:
– Мы пытаемся «лечить» следствие, а ведь все кроется в воспитании детей в духе уважения к личности, правам и законным интересам других людей. Это то, что нужно сделать для предотвращения насилия в семье. При рассмотрении дел в суде мы ориентируем стороны, как бы это ни было дискомфортно и проблематично, находить в себе силы разъехаться. Это снимет проблему, позволит детям общаться с обоими родителями, не встречаться с насилием. Дети не будут свидетелями конфликтов и соответственно станут свое поведение строить по-иному. К сожалению, суды сталкиваются уже с итогом взаимоотношений в семье. Достаточно широкий спектр инструментов предоставлен правоохранительным и судебным органам для того, чтобы защищать жертв насилия в семье.
Светлана Рахман:
– Любой ребенок копирует стереотип поведения родителей. Как правило, их будущая семья в большой степени повторяет традиции и стереотипы, сложившиеся в семье родителей.
Дмитрий Завадский, заместитель начальника управления процессуального контроля – начальник отдела зонального процессуального контроля управления Следственного комитета по Гродненской области:
– Хотя мы имеем дело с последствиями семейного насилия и практически не участвуем в работе по упреждению, все же смотрим качество выполненной работы, реагируем на допущенные нарушения, ставим вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, не выполнивших свои функции в полном объеме. В этом году следователями внесено 22 представления, связанных с устранением причин и условий по предупреждению насилия в семьях. Сотни представлений касаются борьбы с пьянством, которое зачастую и приводит к проблемам в семье.
Оксана Шульга, директор Гродненского филиала центра «Медиация и право», кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ имени Янки Купалы:
– Если люди не разрешают конфликт мирным путем, это всегда заканчивается фазой, которая называется «вместе в пропасть». Конфликт нужно разрешать на самых ранних стадиях. Чаще всего люди не понимают его причину, и когда уже возникает напряжение, начинают противодействовать друг другу. Куда люди могут обратиться, столкнувшись с кризисом в отношениях? Мы пытаемся развивать семейную медиацию как социальный институт. В 22 школах области обучаем детей мирным путем нивелировать конфликты. Это экспериментальный проект, рассчитанный на два года, в результате которого в каждой из этих школ создается школьная служба медиации. Она занимается разрешением всех конфликтов, возникших между школьниками. Дети сами выступают посредниками в их разрешении. Хороший опыт наработан в 39-й гродненской школе, где мы создали центр поддержки семьи и ребенка.
Ирина Степаненко, заместитель начальника главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи облисполкома, председатель областной организации ОО «Белорусский союз женщин»:
– Проблема и в недостаточной информированности, закрытости этой темы. Есть алгоритм межведомственного взаимодействия по оказанию помощи жертвам насилия в семье, однако там не прописана конкретная роль общественных организаций. Нет у нас и алгоритма воздействия на агрессора, а ведь ему тоже нужна психологическая помощь. Поэтому перед нами стоит задача сформировать такие общественные институты, активнее использовать СМИ. Есть проблема, мы должны о ней говорить и решать ее. Важно формирование стратегии успешной семьи, чем мы активно занимаемся в Белорусском союзе женщин, есть ряд проектов. Можно использовать общественные приемные, приглашать туда психологов, медиаторов.
Светлана Шкибель, заместитель начальника главного управления юстиции облисполкома:
– Если говорить о концепции в целом, то три кита: образование, обучение и осведомленность – это то, с чего нужно начинать. Следует смотреть в корень, начиная с обучения детей поведению в конфликтной ситуации, затем научить взрослых людей договариваться в конфликтной ситуации. И, конечно же, людям необходимо знать контактные телефоны служб, куда они могут обратиться.
Светлана Рахман:
– Должен быть создан орган, объединяющий усилия, в том числе и общественных организаций, объединений, деятельность всех правоохранительных органов для того, чтобы была выстроена действительно система противодействия насилию в семье.
Работает общенациональная «горячая линия» «Останови насилие!». Контактный номер телефона для пострадавших от домашнего насилия – 8 801 100 8 801.
</article>